DSC00365Православные храмы издревле являются горящими лампадами живой веры Святой Руси, сердцевиной и сосредоточением молитвенной силы нашего народа, важными духовными и культурными центрами нашего Отечества.

Во многом именно благодаря присутствию в нашей жизни христианских храмов совершались и продолжают совершаться благодатные духовные перемены в жизни каждого православного христианина и всего украинского общества.

Возрождение порушенных и заброшенных святынь — это явление реального воскресения Украины, подлинный процесс одухотворения наших сердец, преображение душ человеческих.

Горячей, преданной любовью любит наш народ свои храмы, где христиане, собравшись вместе, возносят к Богу теплую молитву, стяжают благодать и одухотворяются силой Божией.

В последние несколько лет мы стали свидетелями продолжающегося возрождения старинного Преображенского храма села Гусинцы, исчезнувшего под водой в 70-х годах прошлого века во время сооружения Каневского водохранилища.

По архивным материалам, Преображенский храм был построен в 1822 году на территории села Гусинцы Переяславского уезда, Полтавской губернии на средства местного пана Гусинского.

Храм строили сами крестьяне из кирпича, изготовленного на местном кирпичном заводе. Благодаря высокому качеству строительных материалов, добросовестному отношению самих строителей к делу и горячей молитвы народа, остатки храма сохранились до наших дней, несмотря на то, что почти 40 лет храм простоял в воде. В правом пределе храма находился склеп панской семьи. В нем были похоронены пан Гусинский и его сын.

При храме существовала церковно-приходская школа, был построен дом для священника. Исторические материалы сохранили имена настоятелей храма — Николая Стефановича Андриевского и Захарии Ефимовича Савинского. Жители села вспоминают, что в начале ХХ века в Гусинцах был монашеский скит. Насельники собственными силами разводили скот, выращивали зерновые культуры, посадили много плодовых деревьев, имели теплицы, даже выращивали арбузы. Была у них своя маслобойня, крупорушка, паровая мельница. К ним ездили молотить муку жители окрестных сел. В одном из помещений скита размещались больница и продуктовая лавка.

По мнению монахов, развитое хозяйство должно служить созиданию достойной жизни каждого православного христианина и всего украинского народа. Для христианина вопросы всесторонней и многогранной хозяйственной деятельности, экономики, предпринимательства являются, в первую очередь, средством служения Церкви Христовой, ближнему и идеалом социальной справедливости. Такая деятельная практика монашеской жизни имеет давнюю, глубокую историю.

В истории Православной Церкви монашество всегда было победоносным и торжествующим свидетельством веры, надежды и упования человека на Бога. Подвиг монашества — это удивительное, мощное, уникальное, впечатляющее, радостное и победоносное шествие ко Христу. Пустыня самоотречения, жертвенности, преданности воли Божией открывает возможность каждому христианину воздвигнуть монастырские стены благодати Святого Духа в своем сердце, ограждая свой разум , душу и волю от греха, уныния, печали, тоски и отчаяния, царствующего в современном мире. Это — своего рода монашеская миссия в миру, в результате которой происходит воцерковление мира и идеалы всецелого посвящения человека Богу проникают в жизнь общества.

Скит в Гусинцах существовал до 1919 года. Монашествующие оставили Гусинцы только после набегов многочисленных банд, когда от рук бандитов невинно погибли девять насельников.

Страшные времена наступили для храма, как и для всего народа Святой Руси. Советская власть видела в Церкви Христовой одного из главных своих врагов, а по этому с ненавистью и неистовством не только разрушала храмы, но и уничтожала духовенство, вырывала веру из сердец православного народа раскаленными щипцами воинствующего безбожия, презрения и атеизма.

Гонения безбожных десятилетий ХХ века ослабили не только церковный организм, но и жизнь всего украинского общества. Печальные последствия этого трагического периода церковной истории мы особенно ясно ощущаем сегодня, когда видим, с каким трудом совершается возрождение не только каменных стен храмов, но и душ, сердец человеческих.

После затопления села в 1969 году добраться до разграбленного и заброшенного храма стало возможно только на лодке, зимой — дойти пешком по льду. Но, несмотря на силы зла, разрушения и поругания, храм продолжал жить своей таинственной жизнью в Боге, являясь святынею под спудом. С самой историей храма возникло много свидетельств, сказаний и воспоминаний. Одни рассказывают, что кто то слышал, как на праздники звонят снятые храмовые колокола, а другие говорят о том, что слышат стон порубленных монахов по оскверненной святыне.

В 2001 году первой ступенькой к возрождению храма стало восстановление церковного богослужения, организованного известным пастырем Церкви Христовой протоиереем Михаилом Макеевым. Несмотря на то, что в церковь трудно добраться, каждая служба в ее стенах собирает жителей окрестных сел. Особенно радостным и торжественным для жизни храма является престольный праздник на Преображение Господне.

В 2008 году была создана и зарегистрирована религиозная община Преображенского храма Украинской Православной Церкви, которая и сегодня собирает исторические, архивные материалы, решает вопрос о реставрации храма, созидает коммуникации и инфраструктуру храма.

Церковная община имеет всестороннюю поддержку Киевской Митрополии и архимандрита Варлаама (Озимка), наместника Свято-Кирилловского монастыря города Киева.

На сегдняшний день храм возрождается стараниями отца Варлаама, трудами которого не только возрожден Преображенский храм, но и налаживается многогранная жизнь церковного прихода, обустраивается территория вокруг храма. Молитва в храме Божием и практическая забота о ближних в миру представляют собой в жизни архимандрита Варлаама единую, целостную модель христианского служения Богу и людям. Силой православной веры, радостью общения с Богом христианин, по мысли доброго пастыря, способен сокрушить силы хаоса, разрушения, пустоты, справиться с любыми трудностями земного бытия и построить светлую , полноценную, насыщенную, радостную жизнь, основанную на Евангелии и любви к Православию.

Усилиями отца Варлаама, главы приходского совета Юрия Цекаленко, прихожанина Дениса Кострожевского, их сподвижников, единомышленников и помощников, духовная и архитектурная сокровищница Украины — храм наших сердец, храм на воде, храм на острове надежды стал доступен для народа и паломников со всех концов света.

К возрожденному храму и колокольне Преображенского храма сегодня простирается длинный мост, символизирующий наше восхождение к Царству Божию. Храм Божий на земле устраняет всякую пропасть и преграду между страждущими, одинокими, заблудшими, растерянными людьми и Всесильным, Милостивым Богом.

Отныне Преображенский храм доступен народу Божиему, всем: находящимся у власти и подчиненным, богатым и бедным, здоровым и больным, радостным и печальным — всем жаждущим Христова просвещения, утешения, врачевания, исцеления и преображения. Трудами духовенства и меценатов над Днепром вновь слышен звонкий праздничный перезвон колоколов, песнопений и благодарений Богу.

По дороге в храм взору духовных пилигримов и местных жителей открываются живописные острова, бесконечная водная гладь и густые заросли изысканных кувшинок. С песчаного берега, заросшего лесом, хорошо видно здание храма и колокольню, расположенные в двухстах метрах от берега среди воды, на мели.

В Преображенском храме снова возносятся молитвы ко Всевышнему Богу, Творцу мира о народе Святой Руси и спасении всего человечества. Преображение Господа нашего Иисуса Христа на Фаворе и церковное воспоминание этого спасительного события — ключ ко всему христианскому богословию Православной Церкви. Сам Творец мира каждый день нашего бытия преображает Своею благодатью, освящает пространство, время, события, все, что нас окружает.

Заботами жертвователей, попечителей, строителей, реставраторов, иконописцев и молитвами христианского народа произошло возрождение православной жемчужины Каневщины — заброшенной святыни нашего многострадального Отечества. Храм мученик, исповедник и пророк вновь напоминает нам о вечных ценностях бытия, о вере в Бога и возрождении нашей жизни.

Будущее храма в Гусинцах духовенство и прихожане связывают с возведением обители в честь святителя Николая, на отведенных Бориспольской районной администрацией 11-ти гектарах земли возле церкви. В монашеских обителях всегда горят лампады веры, благодати, силы Божией и одухотворения во Святом Духе, звучат молитвы ко Господу о всей Вселенной и об отдельно взятом человеке.

Преображенский храм на воде в селе Гусинцы не только символизирует ковчег спасения в бушующих житейских водах, но и соединяет в себе небесную и земную красоту. Он воплощает в себе идею горения сердца верой во Христа, парение человеческой души ввысь к Небесам, чистоту помыслов и красоту Божественной Истины.

Преображенский храм созидается людьми, осознающими, что они творят перед лицом Всевышнего Господа, во имя Его и с любовью к Нему. Храм в Гусинцах — это утренняя заря в темноте нашего бытия, проблем, отчаяния, неверия, конфликтов и потрясений. Созерцая храм, невольно хочется обратиться к Богу с молитвой, что бы Он Своей силой, властью и любовью преобразил жизнь наших близких, родных и всего Отечества.

Обновление храма в Гусинцах являет собой свет Христовой любви, жертвенного апостольского оптимизма в апокалиптические времена третьего тысячелетия.